Oтзывы и предложения для Пансионат Иткол
Get Adobe Flash player

Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Высоцкий в Кабардино-Балкарии

Кадр из фильма ''Вертикаль'' (Одесская к/с, 1967 г.),опубл. на сайте ''Владимир Высоцкий. Каталоги и архивы''       Визиты Высоцкого на Кавказ не ограничивались гастрольной поездкой по городам Дагестана, Северной Осетии и Чечни. В частности, несколько раз посетил он Кабардино-Балкарию, небольшую горную республику. 

       Информации о тех поездках (за исключением самой первой, когда Высоцкий снимался в фильме "Вертикаль") очень мало. В моей коллекции, насчитывающей несколько тысяч публикаций, посвящённых Высоцкому, статьи, где хоть один абзац относится к теме, вынесенной в заголовок, можно перечесть по пальцам. Вероятно, не в последнюю очередь из-за труднодоступности материалов кабардино-балкарская страница биографии Высоцкого до сих пор не привлекала внимания исследователей. 

       Как уже было сказано, об участии Высоцкого в "Вертикали" написано много. Это вполне естественно, поскольку фильм оказался первым, в котором Высоцкий исполнял свои песни сам. Однако до сих пор широкой читательской аудитории не известен очень любопытный факт: песни альпинистского цикла, на которых, собственно, и держится этот крайне примитивный фильм, могли оказаться ненаписанными! Да и сам Высоцкий оказался в картине совершенно случайно. 

       Вспоминает режиссёр фильма "Вертикаль" С.Говорухин: 
       "В 66-м году мы приехали с Борисом Дуровым на Одесскую киностудию делать свою дипломную работу. Нам нужно было снять две короткометражки – "Морские рассказы" – по произведениям местного автора. 
       Вдруг нас вызывает директор: "Горит сценарий! Сейчас апрель, а в декабре надо сдать картину. Возьметесь?" И даёт один экземпляр сценария. "Мы одержимые" называется... Работа застопорилась, потому что и сценарий был написан непрофессионально, и режиссёра пришлось снять с картины ввиду полной профнепригодности... 
       Дальше началась мура собачья. Мы попытались написать новый сценарий... Написали всё совершенно по-другому, но такую же лабуду, и поняли, что фильм – прогорит. Потом нас вдруг осенила идея построить весь фильм на песнях, сделать такую романтическую картину. Стали думать, кого пригласить на эти песни. Визбора? Окуджаву? И остановились на Владимире Высоцком".

       Высоцкий в это время находился с Театром на Таганке на гастролях в Сухуми. Сразу по окончании их он отправился в Приэльбрусье. (Согласно аргументированному выводу И.Рогового, в гостиницу "Иткол", где располагалась основная база киноэкспедиции, Высоцкий прибыл приблизительно 20 июля 1966 г.). 

       Начались подготовительные работы к съёмкам. С актёрами, игравшими альпинистов, занимались опытные инструкторы, обучали азам горовосхождения. 

       А песен всё не было! Лишь 29 июля в письме к жене, Л.Абрамовой, Высоцкий приводит начало песни "Скалолазка", замечая при этом: "Скоро напишу ещё"

       Он действительно старательно и много работал. Вспоминает инструктор по альпинизму М.Готовцева: 
       "Мы сводили своих подопечных на зачётное восхождение на вершину Большой Когутай... Володя с нами не ходил, он сказал: "Я воздержусь пока. Буду писать песни". И действительно, три дня он сидел у себя в номере, выходил только в столовую".

       Кстати, слова Готовцевой о том, что Высоцкий не ходил на зачётное восхождение, расходятся с воспоминаниями других альпинистов, помогавших при съёмках фильма. Так, например, Л.Голубовский, работавший во время съёмок страховщиком, прямо пишет: "В конце занятий по ускоренной программе на значок "Альпинист СССР" они (актёры, – М.Ц.) совершили зачётное восхождение на вершину 1Б категории сложности. Значкистами стали Высоцкий, Лужина, Кошелева, Фадеев".Во время съёмок к/ф ''Вертикаль''. Фотографии из коллекций В.Чейгина (Санкт-Петербург) и И.Попова (Москва)

       Снимавшийся в "Вертикали" актёр Г.Воропаев рассказывал об этом несколько иначе: "Мы совершили три восхождения, одно, как мне помнится, на Донгуз-Орун, и нам всем, и Высоцкому в том числе, был присвоен третий спортивный разряд по альпинизму".

       О получении Высоцким значка, – а не разряда по альпинизму, – вспоминает и С.Говорухин, правда, в качестве объекта восхождения называет пик Кавказ. Так что тайна сия велика есть... 

       Известно, однако, абсолютно точно, в каких именно местах на Кавказе побывал Высоцкий во время съёмок "Вертикали". Об этом в выпущенном в 1988 году буклете "Маршрутами песен Владимира Высоцкого" рассказал мастер спорта по альпинизму Г.Каинов, который на съёмках картины был инструктором по технике восхождения. 
       "Местом размещения съёмочной группы стала гостиница "Иткол", расположенная в Баксанском ущелье. Из её окон хорошо видны вершины Накра, Донгуз-Орун, Чегет, Азау – наконец, величавый двуглавый Эльбрус. На съёмки выезжали в Шхельдинское ущелье. Палаточный лагерь киноэкспедиции располагался прямо напротив стен Шхельды, где беспрерывно, как и положено в начале осени, гремели лавины. Со съёмочной площадки просматривались Ушба, пики Кавказа и Щуровского. Отсюда же, с северной стороны Главного Кавказского хребта, начинается Ушбинский перевал – довольно трудный для прохождения. Во время тренировок мы с Володей не раз поднимались и на него. Отработкой ледовой техники занимались на леднике Кашка-Таш". 

       Ценнейшее и уникальное свидетельство! Больше никто из участников фильма так подробно о местах съёмок не рассказывал. 

       Вернёмся, однако, к песням. Несмотря на многочасовой труд в гостиничном номере, рождались они, видимо, по воле случая, под влиянием момента, а не в результате кропотливой работы. 

       Всё же Высоцкий – не Брюсов, без вдохновения, на одной лишь поэтической технике писать он не мог. 

       О создании одной из песен для "Вертикали" Высоцкий часто рассказывал на своих выступлениях. 
       "Я много писал о горах. Всё, что я о них думаю, я написал. Я присутствовал один раз при гибели – почти при гибели – известного нашего альпиниста Живлюка, в группе ЦСКА. Они шли на штурм пика Вольная Испания, и их побило камнями... Вообще, там ведут себя удивительно. Как в бою, и обстановка приближена к боевой. И поэтому – "руки тянутся к перу, перо – к бумаге". Я написал тогда песню, которая называется "Здесь вам не равнина". И потом через год я снова приехал в горы (эти слова нам надлежит запомнить для последующих рассуждений, – М.Ц.) и увидел, что слова этой песни высечены на могиле трёх погибших ребят...".

       "Песня о друге" была написана после того, как консультант картины, известный альпинист Л.Елисеев, рассказал Высоцкому случай из собственной практики: шестёрка восходителей терпела бедствие, и вели себя люди в этой ситуации по-разному. 

       "Песня меня ошеломила, – писал через много лет Елисеев. – Находил я в ней и глубоко личные моменты... "Будешь соавтором", – сказал мне Володя. Я наотрез отказался, сказав, что и так бесконечно рад, что своим рассказом помог создать такую прекрасную песню об альпинизме".

       Песня "Прощание с горами" ("В суету городов и в потоки машин...") написана, очевидно, под влиянием личных впечатлений поэта. Мастер спорта по альпинизму Г.Федулова, приглашённая в картину в качестве дублёрши, вспоминала первую свою встречу с Высоцким, встречавшим её, чтобы отвезти в "Иткол". По её словам, она "сразу определила, что молодой человек впервые в горах и ещё находится под первым ошеломляющим впечатлением. Он смотрел вокруг широко раскрытыми глазами, и буквально открыв рот".Во время съёмок к/ф ''Вертикаль''. Фото из коллекции В.Чейгина (Санкт-Петербург)

       По воспоминаниям С.Говорухина, последней была написана "Военная песня" ("Мерцал закат, как блеск клинка..."), причём с ней была связана довольно смешная история. Однажды Говорухин пришёл в гостиницу после долгого пешего перехода до ледника и увидел на столе (с Высоцким они жили в одном номере) черновик только что написанной песни. Режиссёру немедленно пришла в голову мысль разыграть Высоцкого. Он снова надел рюкзак и, сделав вид, что только что вернулся, отправился в бар при гостинице. Там он нашёл Высоцкого, который тут же начал петь Говорухину новую песню. 
       "Я говорю: "Постой, ты уж совсем, как Остап Бендер, который всю ночь сочинял "Я помню чудное мгновенье" и только утром понял, что это кто-то уже сочинил до него... Это старая баксанская альпинистская песня. 
       – Что ты выдумываешь?! – закипает Володя. – Я написал её сегодня! 
       – Ничего я не выдумываю. Там ещё припев есть. Хочешь спою? 
              Отставить разговоры! 
              Вперёд и вверх, а там... 
              Ведь это наши горы – 
              Они помогут нам... 
       Он побледнел: "Не может быть! Да что же это со мной происходит?" – "Да ладно, Володя, – не выдержал я. – Я тебя разыграл". Как он глянул на меня! Потом очень долго вспоминал этот розыгрыш".

       Ещё об одной песне вспоминает снимавшаяся в "Вертикали" Л.Лужина: 
       "Сцена в палатке, где он (Высоцкий, – М.Ц.) поёт "Свои обиды..." Он так и не закончил эту песню. Хотя мы все просили, потому что уж очень хорошая была задумка, щемящее очень... Вот она у него всё время крутилась. Он её начинал писать и никак не мог до конца. Эта песня случайно вошла в картину. Потому что у нас разговор какой-то идёт. И, в общем, как будто какие-то паузы. И Володя взял гитару и поёт".

       Кстати, Л.Лужина не согласна с С.Говорухиным и полагает, что последней песней для картины была написана "В суету городов...": 
       ""Лучше гор..." возникла уже в конце фильма, когда мы снимали одесский вокзал... Когда в финале сняли, посмотрели – нет финала. Нет, никак он не получается. И вот тогда Володя написал эту песню, которая решила, в общем, весь финал".

       Во время съёмок "Вертикали" Высоцкий познакомился с двумя крупными личностями – К.Кулиевым и Х.Залихановым. Впрочем, слово самому Высоцкому: 
       "Мне народный поэт Кабардино-Балкарии Кайсын Кулиев торжественно поклялся, что через Совет Министров добьётся для меня звания заслуженного деятеля Кабардино-Балкарии. Другой балкарец, великий восходитель, хозяин Баксанского ущелья, тигр скал, Гуссейн Залиханов, которого, по слухам, знает сама королева Великобритании (она-то и обозвала его "тигром скал"), так вот, он тоже присоединился к обещаниям кавказского стихотворца и сказал, что я могу считать, что я уже деятель. Потому что я якобы написал про горы, а они, горы, – в Кабардино-Балкарии, значит, всё решено. Это, конечно, разговоры, но было бы смешно". (Из письма Л.Абрамовой, 24.08.1966 г.).

       "Смешно" не было, звания Высоцкий не получил, но и с Кулиевым, и с Залихановым неоднократно встречался в дальнейшем. 

       Оператором фильма "Вертикаль" был молодой в то время выпускник ВГИК А.Осипов. "Как-то я спустился с гор, – рассказывал он, – и увидел Высоцкого заметно нервничащим. Мы были в хороших отношениях, и он нередко делился со мной своими сомнениями. На сей раз Высоцкий был озадачен вопросом: давать ли американским студентам, которые находились на турбазе "Иткол", концерт или не давать.... 
       – Конечно, давать. Это же песни, а не политика". 
       Высоцкий начал петь в 19.00 и рассчитывал, как обычно это бывает, часа на полтора, но концерт затянулся до 2 часов ночи. 
       "У меня был приёмничек "ВЭФ", – продолжает А.Осипов. – Я его включил среди ночи и вдруг слышу сообщение из самой Америки: Высоцкий в горах даёт концерт американским студентам".

       Красивая история? Несомненно! Правдивая? Вряд ли... Прежде всего, вызывает удивление, что о таком неординарном событии, как концерт для американцев, не упоминает более ни один из участников съёмок "Вертикали". (Кстати, ничего не пишет об этом в письмах к жене и сам Высоцкий). А, во-вторых, чтобы американцы передавали по радио о концерте Высоцкого, им для начала неплохо было бы знать, кто это такой... На тот момент популярность Высоцкого не выходила за пределы Москвы и Ленинграда. 

       Похоже, А.Осипов несколько приукрасил действительность. Более правдоподобным выглядит рассказ С.Стреженюка, в то время бывшего главным редактором Одесской киностудии, приезжавшего на съёмки "Вертикали": 
       "Приходим и видим такую картину: сидит на ковре Высоцкий, а вокруг американские горнолыжники, в его номере. Мы попали прямо на концерт".Съёмочная группа фильма ''Вертикаль'' (крайняя справа – С.Лепко). Фото – на сайте ''Vladimir Vysotsky. WWW (When? Where? Who?)''

       Чем больше времени проходит после съёмок "Вертикали", тем больше легенд возникает. Скажем, работавшая в киногруппе альпинистка С.Лепко утверждает, что песню "Скалолазка" Высоцкий посвятил ей и даже упомянул об этом во время концерта в ленинградском ЦНИИ "Гранит" в 1972 г., где она работала (фонограмма концерта не найдена, – М.Ц.), о чём сообщалось в санкт-петербургской газете "Секретные материалы 20-го века".

       Другая же альпинистка, помогавшая в картине артистам, М.Готовцева, уверенно говорит, что песня посвящена ей. 

       "С Володей во время съёмок я общалась немного, он, в основном, тянулся к Толе Сысоеву (А.Сысоев – альпинист, – М.Ц.)... Вот Высоцкий и сказал ему, что "Скалолазка" – для меня. Я обрадовалась, конечно".

       Ещё одна альпинистка, работавшая в картине "Вертикаль", М.Кошелева, столь же уверенно заявляет, что песня посвящена ей. "Он мне сам об этом сказал!" – вспоминала она в разговоре со мной. 

       М.Кошелева подтвердила слова М.Готовцевой о том, что на зачётное восхождение Высоцкий с другими актёрами не ходил. "Он занимался со всеми, тренировался, но на зачётном восхождении его не было, он писал песни для фильма". Она точно помнит, что Высоцкий действительно пел в номере для американских туристов (то есть, так, как я и предполагал, – официального концерта для американцев не было). 

       Очень важно мне было узнать от М.Кошелевой, что некоторые эпизоды фильма снимались в Сванетии. До сих пор в литературе об этом были лишь упоминания без ссылки на участников съёмок. 

       Скажем несколько слов о второй поездке Высоцкого в Кабардино-Балкарию. До самого недавнего времени единственным подтверждением того, что он вновь приезжал туда в 1967 году, были его слова, сказанные на концерте в Киеве (и неоднократно повторенные на других выступлениях), на которые я просил читателей обратить внимание. Но вот ко мне попала статья, напечатанная в журнале "Большой Вашингтон" (Вашингтон, округ Колумбия, США) в 4-м номере за 1999 год. Автор статьи "Возвращаются все..." А.Селиневич рассказывает, как однажды он встречался с Высоцким и Залихановым в кафе "АЙ" на горе Чегет. Селиневич вспоминает, что за столом обсуждали главным образом предстоящий Высоцкому переход через Донгуз-Орунский перевал в Сванетию. 

       Автор не указывает год, когда произошла та встреча, но припоминает, что за столом "затронули недавние наши трагические происшествия в космосе". В истории нашей космонавтики было два трагических события – 24 апреля 1967 г. погиб В.Комаров, а 30 июня 1971 г. – Е.Добровольский, В.Волков и В.Пацаев. Ещё одна "зацепка": Селиневич помнит, что Высоцкий рассказывал о своей поездке в Сибирь. К этому моменту (до съёмок "Хозяина тайги") Высоцкий бывал в Сибири дважды – в декабре 1963 г. и летом 1967 г., когда давал концерт в Новосибирске в клубе "Под интегралом". 

       Таким образом, можно предположить, что описываемые события происходили в конце лета 1967 г. 

       Как оказалось, предположение было абсолютно верным. Через много лет Ш.Залиханова, вдова упомянутого Высоцким в письме альпиниста Х.Залиханова, подтвердила, что Высоцкий был у них в гостях именно летом 1967 года. 

       Дата следующего визита Высоцкого в Кабардино-Балкарию известна точно – конец июля 1970 г. И.Роговой, московский высоцковед, в молодости увлекавшийся альпинизмом, уточнил, проанализировав записи в своей "Книжке альпиниста", что, приблизительно, 29 июля он присутствовал на концерте Высоцкого в альплагере "Баксан". Позднее Роговой нашёл несколько человек, общавшихся с Высоцким в тот период. Беседы с ними позволили установить, что Высоцкий выступал также в альплагерях "Эльбрус", "Шхельда" и в гостинице "Азау". 

       А более, увы, прибавить к сказанному нечего. Все известные мне подробности значения не имеют. "В конце июля 1970 г. Высоцкий не менее недели провёл на Кавказе в Баксанском ущелье и несколько раз выступал в окрестных альплагерях. Сухого закона в это время не придерживался", – изящно заметил И.Роговой. Так что на этом следует поставить точку. 

       Существует рассказ о ещё одном приезде Высоцкого в Кабардино-Балкарию. Альпинист В.Цанунин рассказывал, что летом 1974 года он встретил Высоцкого на Эльбрусе, в "Приюте 411". По словам Цанунина, в группе было около сорока человек, из них на вершину поднималось двенадцать. 
       "Высоцкий ждал нас вместе со всеми в "Приюте". Вернулись, сфотографировались все вместе и по несколько человек. У меня хранятся эти снимки. Стою рядом с Владимиром Высоцким". 

       Не хочу сказать, что я уверен на сто процентов, что весь рассказ придуман от первой до последней строки. Просто, более двадцати лет занимаясь изучением биографии Высоцкого, доподлинно знаю, сколько небылиц связано с его именем. Потому-то и стараюсь найти подтверждение любой информации. В данном случае таких подтверждений пока нет. Приглашение на открытие музея. Из коллекции М.Цыбульского

       Есть в Кабардино-Балкарии необычный музей, альпинистско-охотничий. Он носит имя Владимира Высоцкого. В числе экспонатов – карабин "Зауэр", с которым Высоцкий ходил на охоту во время съёмок "Вертикали". 

       "Стрелком Владимир был неважным, – рассказывал Х.Залиханов. – Подранил матёрого кабана, а тот – за ним. Высоцкий бежать. Да разве убежишь! В мгновение взобрался охотник на берёзу. А кабан уж корни подрывает. Туго бы пришлось Высоцкому, не подоспей мы вовремя".Приглашение на юбилей Х.Залиханова. Из коллекции М.Цыбульского

       Кстати, к вопросу о проверке информации. Вышеприведенное свидетельство Залиханова опубликовано и в московском еженедельнике "Версия", но в этом случае Высоцкий залезал не на берёзу, а на "вековую сосну". Как говорится, пустячок, а приятно. Так что точку в наших изысканиях ставить рано. Работа по написанию биографии Владимира Высоцкого продолжается. 

       О том, что представляет собою музей, рассказала мне Ш.Залиханова, которая стала его смотрителем после смерти мужа. "Музей организован в 1998 году. Мой муж дружил с Высоцким с 1966 года, когда здесь снимали "Вертикаль". Летом 1967 года Высоцкий приезжал к нам. Видно, сильно они друг другу понравились. Сама я Высоцкого видела мало, у нас были маленькие дети, и я сидела с ними. А муж возил Высоцкого на охоту, на сенокос. Это он мне потом рассказывал, как Высоцкий сено копнал, как айран пил. И когда мой муж открыл музей, он решил дать ему имя Высоцкого. 
       В музее у нас несколько залов, 200 квадратных метров. Половина помещения отведена альпинизму и охоте, а половина – Высоцкому. У нас очень много книг Высоцкого, книг о нём. Много пластинок, дисков с его песнями. К сожалению, помощи нам ни от кого ждать не приходится, всё сами чиним, латаем, поддерживаем. И всё равно, все, кто к нам приходят, покидают музей с хорошим впечатлением".

Интервью с Светланой Лепко

"Альпинистка моя гуттаперчивая"

Свою знаменитую песню Владимир Высоцкий посвятил скалолазке из Ленинграда Светлане Лепко

 

Считается, что песню "Скалолазка" Владимир Высоцкий посвятил актрисе Ларисе Лужиной, вместе с которой работал на картине "Вертикаль". Он сам говорил об этом в концертах. Но так ли это было на самом деле?.. Скорее всего, песня посвящена той, о которой Высоцкий поет, — альпинистке, скалолазке Светлане Лепко.

 

Светлана Николаевна жила и живет в нашем городе. Мне удалось встретиться с ней и записать ее воспоминания.

 

“У Володи постоянно болело горло”

 

“Лето шестьдесят шестого года, Центральный Кавказ... Совершив плановое восхождение, я решила остаться на турбазе "Азау" инструктором. Время позволяло — студенческие каникулы.

 

Заскакиваю как-то в гостиницу "Иткол", а в холле чересчур многолюдно, и первый, кого я вижу, — Геннадий Воропаев. Ведущий артист нашего, ленинградского Театра комедии, он в те годы был знаменит, гремел. От него я и узнала, что снимается "Вертикаль", правда, тогда фильм еще назывался иначе — "Одержимые".

 

Когда позже я познакомилась со Станиславом Говорухиным, режиссером, и Сергеем Цивилько, директором картины, и они узнали, что у меня второй спортивный разряд по альпинизму и есть опыт горного руководства, то предложили мне войти в группу альпинистов, работающих в киногруппе.

 

Вначале были общие планы. Помните, Высоцкий поет "Песню о друге", а альпинисты идут по снежнику? Мы поднялись на плато и ходим туда-сюда, а оператор с вертолета снимает. Потом ко мне присмотрелись и решили, что я смогу подменять Риту Кошелеву во время ее театральных отлучек. Особого внешнего сходства не требовалось. В фильме есть только один момент, где в кадре мое лицо вполоборота — я ухожу по трещине вправо, отхожу на всю веревку. Там я в парике: у Риты челка прямая, а у меня волосы вьющиеся. На мне ее шапочка. Пуховики же у всех одинаковые. Кстати, киношникам я дешевле обходилась: мне шло семь пятьдесят в день, а Кошелевой в два раза больше.

 

Ничего сложного на съемках не происходило — была хорошая игра актеров в якобы сложных ситуациях. Говорухин организовал артистам тренировочное восхождение. На следующий день в "Итколе" вижу: Саша Фадеев, Гена Воропаев и Володя Высоцкий как-то странно спускаются по лестнице, задом наперед.

 

— Эй, что с вами?

 

— Что-что! На Когутайчики сходили! Ноги не гнутся...

 

Впервые увидев Владимира Высоцкого в "Итколе" на банкете, я удивилась: он совсем не пил. Он не пил на протяжении всей съемки, мы с Ларисой Лужиной вечно ему соки покупали. У него постоянно болело горло. Врач Алла Величко, моя подруга, работала в альплагере "Эльбрус". По вечерам Величко приезжала в киногруппу и занималась Володиным горлом, то есть была как бы его персональным врачом. Из-за болезни горла Высоцкому запрещали петь. А он пел. Напишет что-то новенькое — ему не терпится показать. Когда пошел цикл альпинистских песен — тем более. Послушать его приходили, приезжали из многих лагерей. Погода стояла хорошая. Мы выходили на улицу, Володя брал гитару и пел.

 

Он на съемках бывал эпизодически — все время летал в Москву и обратно. Однажды прилетел и говорит:

 

— Так, ужинаем в Тырныаузе!

 

Тырныауз — небольшой городишко в Баксанском ущелье на пути в Нальчик — от нас в часе езды. Володя выхлопотал автобус, и компания, человек восемь, поехала. В ресторане он каждому заказал цыпленка табака. В "Итколе" мы привыкли, что цыпленок — это... цыпленок, а тут такого подали, что я не знала, как его доесть. Высоцкий расплатился за всех.

 

...Песни Высоцкого из "Вертикали" вовсю пелись еще до выхода фильма на экраны. Поэтому фильм ждали. А в те годы демонстрация новых картин начиналась с пригородов. Я, вернувшись с Кавказа, была в походе по Ленобласти, когда среди туристов прошел слух, что в клубе деревни, что километров за пятнадцать от нашей стоянки, будут показывать "Вертикаль". И мы с ребятами, как угорелые, понеслись туда. Мне и самой-то было интересно посмотреть, что получилось. Весь сеанс меня тыкали в бок:

 

— Ну где, где ты — покажи!..

 

Однажды он обозвал меня дуррой

 

...Когда Таганка приехала на гастроли в Ленинград, меня пригласили в комитет комсомола ЦНИИ приборов и автоматики, где я проходила практику (а потом работала радиоинженером).

 

— Ты в самом деле знакома с Высоцким? — спросил секретарь комитета Михаил Бояринов .— Уговори его выступить у нас...

 

— Попробую.

 

В ДК Первой пятилетки поехала я не одна, с друзьями, но с Володей мы говорили tete-a-tete.

 

— Володь, а я пришла тебя попросить...

 

— Тебе, Света, отказать не могу, но и без согласия Любимова тоже не могу. Любимов запретил мне выступать. Идем к нему! — и потащил меня за руку к своему главрежу.

 

— Юрий Петрович, вот она, моя скалолазка. Та самая, — удивил меня своим откровением.

 

Любимов удивил еще больше:

 

— А-а, наслышан о вас! — И Володе: — Небось, выступить просит?

 

Высоцкий кивнул.

 

— Я не возражаю. Но только в день "Антимиров". Чтоб не устал...

 

"Антимиры" — спектакль короткий, идет часа полтора. Так мы и договорились...

 

...Высоцкий пел час — час двадцать, без перерыва. Делал пространные комментарии к песням, рассказал о съемках "Вертикали", сказал, что сюда приехал по моей просьбе. Спел "Скалолазку", но о том, что она посвящена мне, не говорил. Долго отвечал на вопросы. Пока не почувствовал: все, пора заканчивать, иначе можно опоздать на спектакль.

 

В институте долго потом во время обеденных перерывов гоняли по местному радио полную запись концерта. Каждый день! В меня стали тыкать пальцами — как в персонаж Володиного рассказа. Мне это надоело, и я потребовала от институтского радиста, чтобы он "все лишнее" вырезал, оставил только песни. Что он и сделал. Но, возможно, еще гуляют по стране полные фонограммы того концерта, где Володя замолвил словечко и обо мне.

 

Я видела почти все спектакли Таганки, кроме "Пугачева", и не по одному разу. Была и на тех "Павших и живых" в ДК Первой пятилетки, когда на сцену из зала поднялся пожилой человек. Я еще подумала: вставка это или нет? Высоцкий играл Гитлера. Старик решительно двинулся в его сторону. Не знаю, что он хотел с ним сделать. Володя растерялся, на два шага отступил. И вдруг как заорет голосом фюрера: "Убрать!" И "эсесовцы" потащили бедолагу за кулисы.

 

После спектакля мы с подружкой Ларисой Нагаевой прошли за кулисы. Навстречу — Золотухин. Володя задолго до этого нас познакомил.

 

— А, скалолазочка! Иди, иди успокой своего, орет как ненормальный!

 

Я постучалась в гримерку. Володя сидит бледный весь. Я уже, конечно, поняла, что произошло на сцене, но решила слукавить:

 

— Володь, какую вы интересную вставку сделали!

 

— Дура! — не сдержался он.

 

Таким я его видела впервые...

 

Высоцкий бывал у меня — в "распутинском" доме на Гороховой (тогда улица Дзержинского), 64. Распутин за полвека до того жил этажом выше. Я говорила Володе об этом, но он особого интереса не проявил.

 

Приезжал обычно без гитары. Мою семиструнку перестраивал — спичку под струну подкладывал. Брал пару аккордов и спрашивал:

 

— Света, а магнитофона у тебя нету?

 

— Нет, Володя, мне не на что его купить.

 

— Вот и хорошо! — сказал он и тут же уточнил: — Хорошо не то, что магнитофона и денег нет, а то, что я смогу просто тебе попеть, без записи.

 

Он пел, а из соседней квартиры стучали в стенку:

 

— Выключите магнитофон!

 

В другой раз в той квартире пел Женя Клячкин, кому-то там приходившийся сослуживцем, и мы в свою очередь барабанили в перегородку:

 

— Выключите магнитофон!..”

 

 

Кто о ком, а я снова я о В.Высоцком.......

 

Владимир Семёнович ВысоцкийВладимир Семёнович Высоцкий (25 января 1938, Москва, СССР — 25 июля 1980, там же) — советский музыкант, актёр, поэт, автор сотен песен на собственные стихи. В качестве автора и исполнителя песен собственного сочинения под гитару завоевал широкую популярность. В 70-е годы XX века граждане СССР покупали магнитофоны (дорогая по тем временам покупка, более месячной зарплаты) специально для того, чтобы слушать песни Владимира Высоцкого. Многие его песни стали народными [ источник? ] (то есть их знало практически всё население СССР), а имена героев этих песен стали нарицательными. И это несмотря на то, что ни его песни, ни само его имя в официальных средствах массовой информации СССР практически не упоминались. Высоцкий написал около 700 песен и стихов, сыграл около тридцати ролей в фильмах, играл в театре, объездил с концертами всю страну и мир. Высоцкий затрагивал в годы строгой цензуры запретные темы (например, в ранние годы исполнял блатные песни), пел о повседневной советской жизни и о Великой Отечественной Войне — всё это и принесло ему широкую популярность.


Биография

Детство


 Высоцкий родился 25 января 1938 г. в Москве, в семье служащих. Отец, Семён Владимирович Высоцкий (1916—1997), — кадровый военный, полковник. Мать, Нина Максимовна (урождённая Серёгина) (1912—2003), — по специальности переводчик с немецкого. Раннее детство Владимир провёл в московской коммунальной квартире на Первой Мещанской улице. Во время Великой Отечественной войны два года жил с матерью в эвакуации в городе Бузулук на Урале. В 1943 г. возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126. В 1945 г. пошел в первый класс 273-й школы Ростокинского района. В 1947—1949 с отцом и его второй женой, Евгенией Степановной Лихалатовой-Высоцкой проживал в г. Эберсвальде (Германия), где научился играть на фортепиано. Затем вернулся в Москву, где жил в Большом Каретном переулке, 15. Этот переулок увековечен в его песне — «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!.. »

Карьера артиста


С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу № 186 и по настоянию родственников поступил в Московский инженерно-строительный институт им. В. Куйбышева. После первого семестра уходит из института. С 1956 по 1960 гг. Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В. И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б. И. Вершилова, затем — у П. В. Массальского и А. М. Комиссарова. На первом курсе познакомился со своей первой женой Изой Жуковой. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле « Преступление и наказание ») и первой ролью в кино (фильм « Сверстницы », эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня). В 1960 — 1964 гг. Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических. В 1961 году на съёмках кинофильма « 713-й просит посадку » познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой. В том же году появились его первые песни. Песня «Татуировка», написанная в Ленинграде, считается его первой песней. В дальнейшем песенное творчество стало главным (наряду с актёрством) делом жизни. Проработал менее двух месяцев в Московском театре миниатюр и безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни. В июле 1967 года познакомился с французской актрисой Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой. В 1968 году послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“». В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативную квартиру на ул. Малой Грузинской, 28. В том же году впервые и в последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975). В 1978 году записывается на ТВ ЧИАССР. В 1979 году участвует в издании альманаха «МЕТРОПОЛЬ». В 1970-х годах знакомится в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно вместе пели песни и романсы, и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м и этот проект не осуществился. Автор нескольких киносценариев (в том числе «Венские каникулы» в соавторстве с Володарским). Вместе с актёрами «Театра на Таганке» ездил с гастролями за границу — в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Записал около 10 радиоспектаклей (в том числе «Богатырь монгольских степей», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»). Дал больше 1000 концертов в СССР и за рубежом. 22 января 1980 года записывается на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой будут впервые показаны в январе 1981 года, а целиком выйдет только в 1986 году


Последние дни и смерть


14 июля 1980 года исполняется одна из последних песен «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы» в НИИ Пастера (Москва). Через два дня состоялся последний концерт Владимира Высоцкого в подмосковном Калининграде (ныне г. Королёв). 18 июля 1980 г. Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в «Театре на Таганке», в роли Гамлета — одноимённой постановке по Шекспиру. 25 июля 1980 года, в 4:10 утра, Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире. По версии Анатолия Федотова, причиной смерти явился инфаркт миокарда. По версии Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, удушье, как следствие чрезмерного применения седативных средств. Тем не менее, истинная причина смерти Высоцкого до сих пор остается неизвестной. Похоронен Владимир Семёнович 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие серьезное криминальное прошлое. Город был закрыт для въезда советских граждан и наводнён милицией. Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь сообщение в «Вечерней Москве» 28 июля и, возможно после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России», для ряда граждан СССР средствами массовой информации были зарубежные радиостанции, оперативно выпустившие в эфир песни Высоцкого, по « Голосу Америки », например, прозвучала «Тот, кто раньше с нею был» ВИДЕО-КЛИП). И тем не менее у театра «На Таганке», где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, хотя официального сообщения о смерти не было. Только над окошком театральной кассы было вывешенное скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию...

 В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошел весь мир, и это, конечно, они затаили.


Посмертное признание


 В 1981 г. был опубликован первый крупный сборник произведений Высоцкого, «Нерв». В 1986 году Высоцкому было посмертно присвоено звание заслуженного артиста РСФСР, а в 1987 за создание образа Жеглова в телевизионном художественном фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен — присуждена Государственная премия СССР. В 1989 г. Совет Министров СССР поддержал предложение Советского фонда культуры, Министерства культуры СССР, Мосгорисполкома и общественности о создании музея Владимира Высоцкого в Москве. В честь поэта назван астероид « Владвысоцкий » (2374 Vladvysotskij). Эльдар Рязанов снял в 1987 году документальный фильм «Четыре встречи с Владимиром Высоцким».

Из последнего (не доработанного) стихотворения В.С.Высоцкого:

 

Михаилу Шемякину - чьим
другом посчастливилось быть мне!
-----------------------------------------

Как зайдешь в бистро-столовку,
По пивку – ударишь,
Вспоминай всегда про Вовку:
Где, мол, друг-товарищ!

в лицо - трехстопным матом,
Можешь - хоть до драки,-
Про себя же помни: братом
Вовчик был Шемяке.

Баба, как наседка, квохчет,
Не было печали!,-
Вспоминай! Быть может, Вовчик -
"Поминай как звали!"

Но - Chemiakin,
.


Мишка! Милый! Брат мой Мишка!
Разрази нас гром!-
Поживем еще, братишка,
Po-gi-viom!

Зарабатывайте вместе с нами
Пансионат "Иткол" предлагает всем желающим возможность зарабатывать вместе с нами. Для этого не надо иметь специального образования или навыков, все гораздо проще.   1. Вы заключаете ...
Достопримечательности Приэльбрусья
Приэльбрусье – это место неописуемой красоты и положительной энергетики, людей сюда тянет как магнитом и те, кто здесь был хоть раз становиться постоянным гостем в Приэльбрусье. Людей сюда манят ...
Туризм как бренд Кабардино-Балкарской Республики
После распада СССР,наша страна Россиярезко поменяла курси перешла на рыночную экономику.Большим потрясением для экономики были годы перестройки, производство стало убыточным, старые связи между ...
Видео материалы
    Отдых в пансионате ИТКОЛ           Отдых в Приэльбрусье. Эльбрус       Приэльбрусье 2010 ...
О КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Географическое положение КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА расположена в центральной части северного склона предгорий Кавказа и на прилегающей равнине. По Большому Кавказскому хребту ...
Мистический Эльбрус
КАМЕННЫЙ ДОЗОР БАШЕН ЭЛЬБРУСА или ПУТЕШЕСТВИЕ ЗА ТАЙНОЙ Эльбрус предо мною... Чакра планеты притягивает! Пятитысячник Эльбрус (высота 5642 м) — самая высокая вершина не только ...
Члены клуба Иткол
1. Смекалова Татьяна Борисовна 2. Смекалов Андрей Евгеньевич 3. Кургинская Наталья Аркадьевна 4. Герасюк Александр Егорович 5. Лавренов Евгений Иванович 6. Прусова Галина Аркадьевна 7. ...
Полезная информация
Проезд в Приэльбрусье Дорога в Приэльбрусье начинается с авиаперелета в аэропорты Мин Воды или Нальчик. Ближайшие железнодорожные вокзалы - Нальчик, Пятигорск, Прохладный, Минеральные Воды. ...
О Пансионате Иткол
Расположение:   Гостиничный комплекс "Иткол" находится в самом сердце Центрального Кавказа – в Приэльбрусье, рядом с поселком Терскол. Этот район включает в себя многие вершины ...
Пансионат Иткол
{jcomments off}Пансионат «Иткол» находится в самом сердце Приэльбрусья, между Поляной нарзанов и склонами горы Эльбрус и Чегета. Открывающийся из окон пансионата вид на горные вершины и вековые ...

Подписка на акции


319836018942252260107487713382777636